Вы выбрали сегмент "". Вы можете изменить свой выбор здесь в любое время.
×
Профессиональная посуда, кухонный инвентарь, текстильные и махровые изделия для отелей и ресторановПосуда для дома оптом: бокалы, винные аксессуары, предметы сервировки, посуда для приготовления, вазы
109052, Москва
ул. Нижегородская, 29-33, стр. 12
Пн-пт с 10:00 до 19:00
Корзина

Белое золото

Белое золото
16/10/2018

Сегодня ни один дом или ресторан не обходится без столовой посуды, предметов сервировки или декора из фарфора. Функциональность и гигиеничность – не единственные достоинства посуды из фарфора. Красота и то эстетическое удовольствие, которое вы получаете от соприкосновения с ним, объясняют популярность фарфора, он является самым широко используемым композитным материалом, когда-либо изобретенным человеком.

Впервые фарфор был обнаружен в Китае, самые ранние находки относятся к периоду династии Танг (618-907  нашей эры). В конце 13-го века фарфор из Китая попал в Европу морским путем с Марко Поло, а чуть ранее по Великому шелковому пути. Это были изделия из бело-голубого полупрозрачного материала, в отличие от пористой керамики он был гладкий и устойчивый к температурному шоку. И если сначала фарфор преподносился в дар дипломатами, то 17-18 веках португальские и датские торговцы продавали его большими партиями. Он был настолько востребован и популярен, что производство европейского фарфора стало приоритетом для монархов. Не зря фарфор стали называть белым золотом.

 

 

Растущая популярность фарфора в Европе сподвигла иезуита отца Франсуа Ксавье д’Антреколя (1665-1742) заняться тем, что мы сейчас называем промышленным шпионажем. И хотя ему не удалось раскрыть все секреты производства китайского фарфора, он смог приоткрыть завесу тайны в своих письмах. В них содержится описание этапов производства, форм, печей, декора и другие детали, облегчившие европейцам их задачу. Загвоздка была в поиске подходящего сырья.

Химический компонентный состав и термическая обработка заготовок придают фарфору его уникальные свойства, которые выгодно отличают его от других керамических изделий. Состав сырья для фарфора довольно прост: 50% каолинита, 25% кварца и 25% полевого шпата. Каолинит, белый глинистый минерал из группы водных силикатов алюминия, содержит молекулы воды между слоями. Благодаря этому свойству каолинит приобретает свою уникальную пластичность. Каолин (от китайского kao-ling, горный хребет) и кварц составляют базовое тело, которое китайцы поэтично называли скелетом фарфора. Полевой шпат, плоть фарфора, играет особую роль в процессе завершающего этапа термической обработки.

Все компоненты измельчаются до порошкообразной фракции, тщательно смешиваются, и после добавления воды смесь приобретает пластичность, необходимую для создания форм практически любой сложности. После первого обжига при температуре 850-1000 градусов Цельсия изделие приобретает свою окончательную форму, уже не меняясь в размере, но сохраняет водопроницаемость. Глазурь наносят, погружая фарфоровые заготовки в жидкий раствор из тех же материалов, что и основа, но с бóльшим содержанием полевого шпата. При повторном обжиге глазурь прочно соединяется с основой, и ее уже невозможно сколоть.

Рождение фарфора происходит при втором обжиге при температуре до 1450 градусов Цельсия. При такой температуре полевой шпат размягчается в пла-вень, прочно соединяя каолинит и кварц. Остыв, фарфор преобразуется в композит, содержащий богатое силикатами стекловидное вещество с вкраплениями муллита. Кристаллы муллита, благодаря своей устойчивости к расширению при нагревании, защищают фарфор от термического шока. Фарфор приобретает одно из своих главных свойств — полупрозрачность. Полевой шпат – не единственный материал, используемый как плавень. Боттгер, признанный историками как изобретатель европейского фарфора, использовал сульфат кальция в форме гипса. Остается только удивляться, как при существовавшем в начале 18-го века уровне развития химии, а особенно аналитической химии, можно было подобрать необходимое сырье в нужной пропорции, методы его подготовки и обработки. Этому открытию предшествовала работа не одного поколения.

Долгое время ни европейцы, ни химики Ближнего Востока не могли разгадать секрет китайского фарфора. Даже герцог Медичи, будучи сам алхимиком, в 1575г. создал полупрозрачный материал из сплава венецианской глины, содержащей каолин, и стекла. Сейчас этот мягкий фарфор известен как фарфор Медичи.

Йохан Фридрих Боттгер (Johann Friedrich Bottger, 1682-1719) тщетно пытавшийся найти философский камень, был узником курфюрста Августа Сильного и выплавлял золото для финансирования немалых расходов своего господина-транжиры. В 1706 году математик и физик Ehrenfried Walther von Tschirnhaus (1651-1708) в конце концов уговорил Боттгера начать работу над производством фарфора. Уже в марте 1709 года Боттгер заявил в меморандуме королю, что он готов производить хороший белый глазурованный фарфор с нанесением декора, а в 1710 г. была открыта первая фабрика по производству фарфора в Майсене, Саксония (сейчас территория Германии).

Неизменное качество, сочетание традиций и инноваций, использование в производстве и хранении фарфора новейших технологий – характерные черты современных таких немецких фабрик как SCHOENWALD. В отличие от многих других европейских компаний, перенесших по экономическим причинам свои производства в развивающиеся страны, SCHOENWALD остается в Германии. Инвестиции в высокие технологии, опытные кадры, повышение их квалификации и, наверное, самое современное оборудование, позволяют

производить продукцию наивысшего качества.

Источники:

  1. “Bottger’s eurica!: new insights into the European reinvention of porcelain”, Nikolas Zumbulyadis, Bull.Hist.Chem., Volume 35, Number 1 (2010).
  2. Материалы сайта espritporcelaine.fr
  3. Материалы сайта www.schoenwald.com

 

Использование материалов, размещенных на сайте posuda-dp-trade, допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Все новости
×
Каталог